воскресенье, 24 мая 2020 г.

Послание любимой библиотеке (Воспоминания Галины Абрамовны Кириченко, старейшей читательницы библиотеки им. А.С. Пушкина г. Туапсе с 1943 года, Заслуженного учителя РФ)



От памяти нам никуда не деться,
Не выжечь в мыслях прошлого огнем,
Но если лучше в прошлое вглядеться,
Увидеть можно будущее в нем.
(Вероника Тушнова)


                                                              
 




         Пошел шестой месяц   разлуки с моим любимым городом Туапсе, моей малой Родины. По длительности это вторая разлука. Первая была в далеком 1942 году, когда наша семья была эвакуирована в далекую Киргизию, а мой любимый город жил напряженной жизнью Туапсинской оборонительной операции. 
      Только через 10 месяцев смогу я вернуться в родной город и увидеть, что дом, где находился мой любимый детский сад «Звездочка» цел, не разрушен.
       А вскоре, совсем скоро, у меня появится еще одно святое место, которое останется таковым навсегда, до глубокой старости. Это городская библиотека им. А.С. Пушкина.  Та самая первая встреча с библиотекой была очень памятной.
       Случилось это, когда я уже стала ученицей 1 класса. Наш класс закончил изучение букваря, и появился интерес к чтению. Постепенно в наших детских умах происходило осознание того, что
                  Мы без книги – как без рук,
                  Книга – это первый друг.
       Увы, в разрушенном до основания городе голод чувствовался не только на еду, на книги тоже. Очень хорошо помню, что в очереди за книгами в тот день моего первого посещения было много людей, поток читателей не иссякал, многие были с детьми. Народ, истосковавшийся по чтению за дни войны (а она, проклятая, еще ведь шла на нашей земле!) тянулся к книгам, к знаниям.
       Папа познакомил меня с хозяйкой книжного царства для детей – вернее княжества – симпатичной и миловидной Анжеликой Васильевной Орловой. Она как-то располагала к себе, и мы, юные читатели, тянулись к ней. Именно из ее рук я получила первую в жизни книгу, которую надеялась прочитать самостоятельно. «Приключения Травки» называлась она
     С годами интерес к чтению усилился. Уверена, что этому способствовали семейные чтения. Долгими зимними вечерами при свете коптилки проходили они. Читали по очереди: мама, папа и я.
         Со временем у юных туапсинцев появилась своя детская библиотека и большой друг детворы Евгения Тимофеевна Караманина. Я и мои подружки умудрялись днем дежурить в библиотеке, помогать Евгении Тимофеевне выдавать книги юным читателям, а в конце дня, когда библиотека закрывалась, получить желаемую книгу на ночь. Утром книга возвращалась.
      Став взрослым читателем я вернулась к  работникам библиотеки имени Пушкина.
      Хочу сказать, что среди работников библиотек города я никогда не встречала плохих людей. Это скромные труженики, лишенные корыстолюбия, настоящие подвижники, добрые и сердечные.
         Ни для кого не секрет, что читальный зал «Пушкинки» стал для нас, бывших юных читателей детской библиотеки, местом не только для серьезных занятий литературой, но и местом романтических свиданий. Нарушалась тишина читального зала. И только работник библиотеки Раечка Оськина могла охладить нашу разбушевавшуюся энергию своим укоризненным взглядом, заставив нас утихомириться. Но как ценны были всегда  рекомендации для чтения при подготовке к сочинениям или докладам.
      Центральная городская библиотека им. А.С. Пушкина – это своеобразная кузница кадров работников культуры города Туапсе. Раиса Лаврентьевна Оськина после опыта работы здесь, стала руководителем детской библиотеки им. А.П. Гайдара. Зинаида Андреевна Нечитайленко (в замужестве Лупинос), кстати, моя одноклассница, получив опыт работы в любимой с юности библиотеке, была назначена заведующей открывшейся на Приморье детской библиотеки. Городским отделом культуры Администрации города Туапсе уже который год руководит бывшая сотрудница библиотеки имени Пушкина Оксана Евгеньевна Швалева.
      А какую неоценимую помощь оказывали мне в последние годы работы в школе Галина Анатольевна Дегтярева, Наталья Климентьевна Егорова, Светлана Григорьевна Ехунова, Елена Витальевна Дубковская, Софья Михайловна Лев. Обзоры новинок современной литературы стали частым явлением во время встреч работников библиотеки и старшеклассников школы.
      Работники библиотек – это отряд культурной элиты нашего города. И мне приятно сознавать, что среди них есть и выпускники школы № 1, которой я отдала свыше 40 лет своей жизни. Значит стала любимой профессия библиотекаря для них: для Тани Козиной (в замужестве Чертковой), для Оли Кондратьевой (Чмель) и для Оли Руновой (Дубина).
        Мне, как одному из старейших читателей «Пушкинки» очень заметен рост активности работников библиотек. Из технических работников, выдающих книги для чтения на дом, они превратились не только в пропагандистов литературы, но и в реальных союзников школьных учителей, несущих знания подрастающему поколению. Особенно это я почувствовала в тяжелые годы 90-х, когда казалось рушится все вокруг: всюду безработица и безденежье, произвол и грубость, жестокосердие и разруха. А работники нашей «Пушкинки» делают все, чтобы сплотить любителей русской словесности в клубе «Собеседник», совместно с литературным объединением города Туапсе открывают талантливых людей, проводят творческие вечера и конкурсы.
            К сожалению, ничего не могу рассказать о бывших заведующих этого замечательного учреждения, т.к. никогда не была с ними связана, но всегда слышала о них много хорошего. И прежде всего, что это были преданные своему делу люди, настоящие радетели российской культуры. А вот с Антониной Михайловной Куц была знакома в далекой молодости, когда обе мы входили в состав городского комсомольского актива. И наши встречи, спустя десятилетия, когда она уже работала заведующей библиотеки им. А.С. Пушкина, а я вступила в ряды неработающих пенсионеров, показали мне, что у нее как и прежде
                            В недрах души комсомольская жила,
                            Хоть и в годах, а живет все равно.
                                                                                      (Анатолий Чепуров)
И мне это было приятно сознавать.
       Наступивший 2020 год – юбилейный для любимой библиотеки туапсинцев. И меня, одну из старейших ее читательниц, переполняет чувство особой благодарности за все то доброе, которое в течение своей жизни получила я здесь, развивая во мне с юных лет любовь к чтению, интерес к знаниям, помогая в заочном обучении в институте, знакомя с новейшими методиками в освоении профессии, проводя совместную работу с моими воспитанниками. И просто помогая забыть одиночество и невостребованность в дни пенсионной жизни. Родная Пушкинка, спасибо за все!
                                  Цвести ей,
                                                      радоваться,
                                                                           жить,
                                   лить неустанно свет познанья
                                   и светлым быть воспоминаньем
                                                       всем,
                                                                кто умел ей дорожить! 
                                                                                                     (А. Качура)
                                                

Кириченко Галина Абрамовна
(в девичестве Окунь) Заслуженный учитель РФ
ныне пенсионерка, инвалид 2-й группы,
читатель библиотеки им. А.С. Пушкина
г. Туапсе с 1943г.